ПРОСТОТА. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ

?

Сообщение об ошибке

Warning: Invalid argument supplied for foreach() в функции tablefield_field_formatter_view() (строка 455 в файле /home/begomlles/public_html/sites/all/modules/tablefield/tablefield.module).

Прогресс не стоит на месте. И это здорово, единогласно отмечали специалисты лесного хозяйства, прибывшие 24 мая в Борисовский опытный лесхоз для участия в республиканском семинаре-практикуме «Современные технологии при проведении рубок ухода с использованием многооперационной техники Vimek». Главные лесничие и главные механики областных объединений, лесхозов, эксплуатирующих и ожидающих получение харвестеров и форвардеров Vimek, другие профильные специалисты ­воочию убедились в том, что все меньше остается в лесу работ, требующих травмоопасного ручного труда, и обсудили преимущества использования техники.

Первого заместителя министра Александра КУЛИКА особо интересовало соблюдение лесоводственных требований при проведении рубок ухода многооперационной техникой Vimek. фото

Открыл заседание практического семинара первый заместитель министра лесного хозяйства Александр Кулик. Александр Антонович, опираясь на собственный опыт, отметил необходимость приобретения этих машин, которые при правильной эксплуатации дают положительный как экономический, так и лесоводственный эффект. Это подтверждает опыт Брестского ГПЛХО, которое первым закупило машины Vimek еще в 2011 году. Присутствующий на семинаре машинист Кобринского опытного лесхоза Геннадий Хурсин и главный лесничий ГПЛХО Александр Матюшевский подтвердили эффективность работы машины, особенно в комплексе с форвардером, заострив внимание на существенном условии — на этой машине должен работать специалист лесного хозяйства, так как только он владеет лесоводственными требованиями при проведении рубок ухода.

— Когда мы говорим Vimek, то имеем в виду только рубки прореживания, прочистки и частично проходные, — констатировал первый замминистра, — и никакие другие. На прочих рубках комплекс использовать нельзя, это быстро выведет из строя машину.

Это подтвердил и главный лесничий Минского ГПЛХО Леонид Шахлевич, рассказывая о потенциале механизации работ при проведении рубок ухода в лесхозах Минского ГПЛХО. В настоящее время качество работ на особом контроле, и при самых трудоемких и затратных рубках ухода в молодняках оно порой страдает. Случается и невыполнение объемов. Приобретение комплексов Vimek позволит решить эти проблемы, считает Леонид Владимирович. Для наглядности он представил сравнительный анализ машинной и ручной заготовки со средним объемом хлыста 0,06—0,08 на примере Березинского лесхоза. Согласно анализу при использовании харвестера Vimek ежедневно высвобождается порядка девяти человек, которых можно задействовать на других лесохозяйственных работах. И хоть ручная заготовка по итоговым цифрам оказалась незначительно дешевле, этот показатель компенсируется объемами и качеством проводимых машинами работ. Преимущество техники и в снижении травмоопасности лесосечных работ. Использование техники позволяет оперативно реагировать на изменения сортиментной структуры лесозаготовок, улучшать равномерность выборки деревьев и увеличивать интенсивность рубок ухода.

К слову, Минское объединение приобрело восемь комплексов Vimek, а до конца года, по словам главного лесничего, неохваченными останутся лишь три лесхоза. Согласно расчетам экономистов их окупаемость составит в среднем два с половиной — три года.

Машина для главных лесничих

Всего в лесхозы будет поставлено 74 харвестера Vimek 404 Т6 и 52 форвардера 610.2. О возможностях этих современных машин и их использовании рассказал присутствующим Сергей Родионов, глава представительства компании Vimek в Беларуси.

Шведская компания с 2005 года начала промышленное производство техники для всех рубок ухода и специализируется в основном только на них, преследуя главную задачу — равномерное прореживание леса без вырубки лучших деревьев. Главное преимущество этих машин — это их маневренность, легкость и простота в управлении. К примеру, ширина харвестера — всего 1,8 метра, а длина — 3,35 метра. Весит он 4,4 тонны, при этом расход топлива составляет до пяти литров в час. Форвардер чуть шире — 1,9 метра и тяжелее — 4,7 тонны. Расход топлива у него до 3,5 литра в час, а максимальная грузоподъемность 5 тонн. Машины оказывают низкое давление на грунт. Стоит обратить внимание и на валочные головки КЕТО. Их отличительные особенности — в точности измерения длины, к тому же установленные гусеницы не прокалывают глубоко древесину, как круглые вальцы, а шарниры не дают головке раскачиваться и позволяют перемещать бревно в вертикальном положении, что особенно актуально в густом лесу. Эти машины, по словам Сергея Львовича, позволяют получить минимальные эксплуатационные расходы на самых затратных рубках и до минимума сократить повреждаемость оставляемых лучших деревьев.

Особенность этих машин и в функции двойного рулевого управления (шарнир рамы плюс поворотный мост), которая обеспечивает угол поворота колес 80 градусов. Машина может перемещаться между деревьями, как человек. При этом кабина и кран (4,6 метра) расположены на разных осях, что положительно влияет на здоровье машиниста. Скорость харвестера до14 км в час, и он не предназначен для езды по дорогам. В этой связи Александр Кулик просил занести в протокол требование о приобретении лафетов для их транспортировки, что необходимо будет исполнить в срок до 1 сентября.

По мнению Сергея Львовича, самое главное при эксплуатации комплексов — правильное понимание возможностей этих машин специалистами, которые непосредственно формируют для них задание. А это главные лесничие. Зная особенности эксплуатации, доверив их грамотным машинистам, можно надеяться на эффективную работу и результат, ради которого они приобретались.

Также докладчик призывал максимально сокращать расстояние трелевки, приводя в пример зарубежный опыт: в Швеции, к примеру, оно составляет максимально 700 метров.

— Но самое главное — интересы машиниста и лесовода должны совпадать, ведь главная наша задача сохранить насаждения, — подытожил Сергей Родионов.

В этой связи участники подняли вопрос: так в чьем управлении должна быть машина? По словам первого замминистра, это машина для главного лесничего. При этом за ее техническое состояние отвечает главный механик, а главный инженер по согласованию с главным лесничим может указать на размеры сортиментов, реализация которых принесет экономическую выгоду лесхозу.

За месяц — до тысячи кубометров!

Вторым немаловажным вопросом, ответ на который искали уже во время посещения объектов, стала оплата труда машинистов этих машин.

Как считать объем выполненных работ — в гектарах, кубометрах или сваленных деревьях, — пока не решено. К примеру, в Кобринском опытном лесхозе платят за кубатуру плюс машинист получает бонусы за определенный объем: 0,10 рубля за каждый кубометр при заготовке от 400 кубометров и 0,15 рубля за каждый кубометр при заготовке от 700 кубов. Примерно также рассчитывают и в Борисовском опытном лесхозе. Много вопросов было у первого замминистра к машинисту харвестера, особенно в части соблюдения лесоводственных требований. В Борисовском опытном лесхозе машинист зарабатывает, как говорят, чистыми тысячу рублей. Александр Антонович поинтересовался и его мнением о правильности начислений. Отметим, этот вопрос вызвал больше всего споров и среди участников семинара, поэтому Минлесхоз будет ждать обоснованные предложения в течение двух предстоящих недель.

Участники также с интересом ознакомились с технологией работ многооперационной техники Vimek при проведении проходных рубок и прочистки в шестом квартале Брилевского лесничества. Оба объекта вызвали массу обсуждений, однако все они сводились к тому, что техника превзошла человека. Специалисты наглядно убедились, что при работе нового комплекса при проведении рубок ухода не требуется прорубать широкие коридоры, достаточно всего 2—2,5 метра на расстоянии 18—20 метров. Их и коридорами-то не назовешь, так как извиваются они между деревьями, которые необходимо сохранить до возраста спелости. И даже там, где, например, и с бензопилой пройти было бы сложно, харвестером проведена прочистка в 17-летних культурах сосны, о чем подробно рассказал главный лесничий Борисовского опытного лесхоза Виктор Амельянович.

Обсуждались на семинаре и минимальная полнота при прореживании и проходных рубках, возможность приобретения форвардеров в довесок к харвестерам, которые были куплены не в комплексе, взаимозаменяемость машинистов, работающих на них, и многое другое. Александр Кулик поблагодарил руководство Борисовского опытного лесхоза за большой объем предоставленной информации, четко организованное мероприятие, которое, безусловно, поспособствует развитию механизации в отрасли. Он предположил: «Когда 74 харвестера Vimek, которые к концу года поступят в отрасль, при заготовке в среднем по 800 кубов в месяц обеспечат почти 60 тысяч кубометров древесины, это будет более 50 % от общего объема прореживания в год». Так что, по мнению первого замминистра, эти машины получены вовремя.


 

 

Александр Рябов управляет форвардером Vimek с января. И за этот период поломок не случалось, утверждает машинист. По его словам, машина проста в управлении, не требует лишних движений, легкая и маневренная. Достоинств у нее много, но самое главное — она позволяет в вертикальном положении забирать спиленные деревья с лесосеки, не повреждая оставшиеся.


P. S.Обсуждалось на семинаре и сервисное обслуживание новых машин. В стране их уже 44 единицы, рассказал представитель сервисного центра УП «Беллесэкспорт» Дмитрий Делендик. Штат центра составляет семь человек: пять выездных механиков, инженер и начальник, которые прошли три курса обучения в Финляндии и Швеции на заводах-изготовителях. Он сообщил, что на складе имеется 167 наименований запасных частей для Vimek, есть и расходные материалы, а доставка недостающих займет неделю. Также Дмитрий Анатолье­вич констатировал, отвечая на вопрос первого замминистра, что поломок по вине покупателя из-за небрежного отношения к технике за этот период случилось около десяти.

Наталья ЦЕЛИТАНФото автора